Определить точную дату появления первой рекламной вывески не сможет ни один ученый-историк или археолог. История рекламной вывески насчитывает сотни лет и, предположительно, понятие реклама появилась одновременно с понятием товар. После того, как у ремесленников и владельцев домашнего хозяйства накопились товары, которые не были нужны для личного потребления, тогда и появилась необходимость информировать окружающих о желании избавиться от лишнего товара на выгодных условиях.
На первых найденных вывесках, люди предлагали не только товары, но и услуги. Так, возле древнего города Мемфис на камне было высечено следующее: «Я, Рино, с острова Крит, толкую сновидения». Неподалеку была найдена еще одна надпись: «Идите сюда, жители Мемфиса, посмотрите и купите». Обнаруженные образцы вывесок были не просто высечены на камне, но и украшены разными фигурами и узорами. Для изготовления каменных табличек специально приглашали известных художников и скульпторов.
В период Средневековья, когда жители небольших феодальных княжеств были безграмотны и не умели читать, пришлось отказаться от текстовых вывесок. Над окнами мастерских и таверн вывешивали предметы, которые указывали на область деятельности мастера. Гончары вывешивали образцы продукции собственного производства, лекари в витринах аптек выставляли банки с разными лекарственными снадобьями, а мельники с булочниками выкладывали сноп колосьев или жернов. В России первые рекламные вывески были представлены лубочными картинками юмористического характера. Главной отличительной чертой такого рекламного послания было наличие шутки.

В период Возрождения, на который припадает стремительное развитие науки и культуры, сильно активизировалась торговля. В больших городах начали появляться красочные вывески с небольшим текстом. Для изготовления вывесок, как и прежде, заказывали услуги лучших скульпторов и художников. Например, известна история создания вывески самим Леонардо да Винчи. Вывеска сделанная гением стала достоянием коллекции его отца, а заказчик, вместо фантастического монстра получил классическую вывеску с изображением пронзенного стрелой сердца.
После того, как в 50-х годах 15 века Гуттенберг изобрел печатный станок, начался новый этап в развитии рекламных вывесок. Через 22 года на улицах городов Европы появились бумажные листовки, а еще через некоторое время рекламные афиши. Афиши в основном использовали местные власти, для того чтобы проинформировать жителей города о грядущих правительственных или общественных мероприятиях. Вскоре афишами начали пользоваться театры.
В период до девятнадцатого века в области рекламной вывески не происходило никаких существенных изменений. Возросло только количество вывесок и печатной рекламы. На начале 20 века в крупных городах России вывески пользовались огромным спросом и магазины соревновались между собой за звание лучшей. Французский писатель Теофиль Готье писал восторженные отзывы о красоте вывесок на Невском проспекте. В то время в Петербурге появились крупные мастерские, которые занимались изготовлением рекламных вывесок и наружной рекламы.
В начале двадцатого века, пальму первенства в развитии рекламных вывесок завоевали Соединенные Штаты Америки. Многие учение называют эту страну прародительницей современной рекламы и это не странно, ведь большинство основополагающих принципов придумали деятели Нового Света.
Применение электрической подсветки стало новым этапом в развитии наружной рекламы и вывесок. Попытки освещать вывески в темное время суток были зафиксированы и раньше, но использование факелов и газовых ламп было небезопасным. В России, из-за Октябрьской революции и последующей гражданской войны, развитие этой отрасли приостановилось. В 1924 году появилось такое понятие как Советская реклама, и под его определение попадала политическая реклама, агитационные плакаты и лозунги, которые в ночное время суток подсвечивали прожекторами.
Постоянное стремление опередить Америку дало свои плоды. Советский мастер-светотехник Селезнев первым в России изготовил вывеску кинотеатра с аргоновыми трубами. Через некоторое время на внутренние стенки труб начали наносить люминофорное напыление. С того периода в советской рекламе и вывесках использовали яркие подсветки и световые панно, которые должны были подчеркивать благосостояние советского человека. Был открыт Московский завод газосветной рекламы, но кроме этого большого предприятия существовала масса мелких мастерских, которые занимались производством вывесок. Но к сожалению, производители вывесок работали только на количество, а не на качество. Цветовая палитра световых вывесок не расширялась, а неоновые трубки отечественного производство достаточно быстро выгорали на солнце. На некоторых световых надписях появлялись черные дыры, как результат коррозии электродов.
В то время в США наблюдалась обратная картина, производители экспериментировали с новыми материалами и техниками. В качестве материала часто использовали мягкое стекло, которое позволяло создавать вывески разной формы и размера. В Советском Союзе же использовали силикатное стекло, которое подходило для изготовления только больших вывесок для кинотеатров и пропагандистских лозунгов. Советская световая реклама отличалась только неэкономичным потребление электричества и коротким сроком эксплуатации.
Настоящее развитие рекламных вывесок в России началось в 90-х годах в период перестройки. В 2000-х годах количество рекламных вывесок в Москве было сопоставило с количеством вывесок в Лондоне. Сейчас же для изготовления вывесок используются современные технологии, материалы и оборудование. Глобализация и международный обмен товарами и услугами положительно сказывается на развитии рекламной отрасли. Постоянно появляются новые направления и материалы, которые позволяют воплощать в жизнь даже самые безумные рекламные идеи.
Добавить комментарий